Давыдов, Василий Васильевич

Давыдов, Василий Васильевич
(1930-1998)
   Российский психолог. Доктор психологических наук (1971), профессор (1973), действительный член АПН СССР (1978) и РАО (1992), лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (1997).
   Закончил психологическое отделение философского факультета (1953). После окончания аспирантуры Д. в 1959 году приходит в НИИ ОиПП АПН СССР, в котором проработал до 1983 года, пройдя всею должностную лестницу от младшего научного сотрудника до директора (1973 –1983). Был вице-президентом АПН СССР (1989-1992) и РАО (1992-1998).
   Д. является одним из вдохновителей "нового педагогического мышления", его новаторские идеи, фундаментальные теоретические исследования содержания и строения учебной деятельности, ее связи с развитием сознания, личности и способностей ребенка привели к изменению педагогического и психологического подходов к обучению. Совместно с Д.Б Элькониным он создал новое направление в отечественной психологии – психологию формирования мыслительной деятельности учащихся. В работах Д. рассматривается широкий круг проблем психологии обучения, усвоения знаний и умственного развития учащихся. Им исследованы закономерности развития учебной деятельности - от начального до завершающего этапов школьного образования, рассмотрены возрастные особенности и возможности развития мышления младших школьников, формы и способы организации их обучения.
   Сторонник деятельностного подхода Д. разрабатывал его и теоретически, развивая основные методологические положения теории А.Н. Леонтьева, и практически – через реальное преобразование огромных пластов педагогической практики. Исследуя сущность и принципы мышления он развивал представления о нем через представлениях о строении идеального действия, о структуре мыслительного акта, выстраивая на этом основании свою теорию развивающего обучения. Логико-философским стрежнем теории развивающего обучения является понимание соотношения исторического и логического в становлении индивидуального сознания, принцип предметности деятельности, всеобщность ее идеального бытия.
   Психологическим основанием является идея Выготского об обучении, ведущем за собой развитие. В своих работах Д. показал, что среднестатистические нормы умственного развития школьников тесно связаны с системой обучения детей. Проведенное под его руководством комплексное теоретико-экспериментальное изучение особенностей психического развития младших школьников привело к выводу о том, что их умственные возможности шире и многостороннее, чем считалось ранее в детской и педагогической психологии и дидактике. В лаборатории психологии младшего и школьного возраста им, совместно с группой сотрудников, разработаны принципы моделирующего эксперимента, направленного на активное формирование определенных качеств мыслительной деятельности у школьников. Развернутое обоснование данного принципа дано в его докторской диссертации и в книгах "Виды обобщения в обучении" (1972), "Проблемы развивающего обучения" (1986), "Теория развивающего обучения" (1996).
   Д. доказывал, что традиционная система начального обучения имеет устаревшие логико-психологические основания, связанные с эмпирической теорией мышления. Соответственно, совершенствование системы образования требует других научных предпосылок. Д. развил теорию взаимосвязи эффективной учебной деятельности с процессом построения у учащихся в ходе обучения абстракций и обобщений. Это стало основой конструирования учебных предметов, пересмотра психологической структуры учебной деятельности в целом. Он является одним из инициаторов и организаторов перестройки системы образования в нашей стране, базирующейся на изучении мыслительной деятельности учащихся, логико-психологическом анализе формирования и развития у них теоретических обобщений и теоретического мышления. Школьная психология получила от Д. развитую теорию и практику экспериментального моделирования психического развития. Его программы, разрабатывавшиеся первоначально в экспериментальной московской школе 91, а в последние годы в школе-лаборатории 368, были успешно введены впоследствии во многих городах. Эти программы помогали по-новому подойти к образованию, к формированию человека, способного самостоятельно учиться и вырабатывать собственную интеллектуальную и личностную позицию. Им и его сотрудниками разработан пакет качественно новых учебников и альтернативных учебных программ, который утвержден в настоящее время в Министерстве образования России наряду с традиционной.
   Созданная Д. теория и практика развивающего обучения является образцом комплексности и полноты психологической работы, построенной от уровня философско-методологического обоснования общей теории психического развития и частных теорий развития отдельных психических структур в определенных возрастах вплоть до уровня конкретных педагогических технологий и набора психологических методик, диагностирующих их развивающие эффекты.

Кто есть кто в российской психологии. 2011.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Давыдов, Василий Васильевич" в других словарях:

  • Давыдов Василий Васильевич — (31.08.1930 1998) отечественный психолог. Биография. Закончил психологическое отделение философского факультета МГУ, затем аспирантуру. С 1959 г. по 1983 г. работал в НИИ общей и педагогической психологии АП СССР, в дальнейшем в качестве… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ДАВЫДОВ Василий Васильевич — (р. 1930) российский психолог, академик (1978) и вице президент (с 1989) АПН СССР, академик (1992) и вице президент (с 1992) Российской академии образования (РАО). Экспериментально обосновал способы отбора содержания обучения в начальной школе,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Давыдов Василий Васильевич — (31.08.1930 1998) отечественный психолог. Закончил психологическое отделение философского факультета МГУ, затем аспирантуру. С 1959 г. по 1983 г. работал в НИИ общей и педагогической психологии …   Психологический словарь

  • Давыдов, Василий Васильевич — Василий Васильевич Давыдов (31 августа 1930  19 марта 1998)  советский педагог и психолог. Академик и вице президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). Давыдов Василий… …   Википедия

  • Давыдов Василий Васильевич — (1930 1998), психолог, академик (1978) и вице президент (с 1989) АПН СССР, академик (1992) и вице президент (с 1992) РАО. Труды по психологии обучения, общей психологии. Главный редактор «Российской педагогической энциклопедии» (т. 1 2, 1994 99) …   Энциклопедический словарь

  • Давыдов, Василий Васильевич (психолог) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Давыдов. Не следует путать с Давыдов, Василий Васильевич (разведчик). Василий Васильевич Давыдов Дата рождения: 31 августа 1930(1930 08 31) Место рождения: Москва, СССР …   Википедия

  • Давыдов, Василий Васильевич (разведчик) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Давыдов. Не следует путать с Давыдов, Василий Васильевич (психолог). Давыдов Василий Васильевич Дата рождения 18 февраля 1898(1898 02 18) Место рождения дер. Дальное Ново… …   Википедия

  • Давыдов Василий Васильевич — Василий Васильевич Давыдов (31 августа 1930  19 марта 1998)  советский педагог и психолог. Академик и вице президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). С 1953 г. работал в учреждениях АПН …   Википедия

  • Давыдов, Василий Васильевич — (31.08.1930 19.03.1998) спец. в обл. психол., педагогики и филос.; д р психол. наук, проф. Род. в Москве. Окончил психол. отделение филос. ф та МГУ (1953), асп. (1956). В 1956 1992 работал в учреждениях АПН РСФСР и СССР (ред. изд ва, зав.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Давыдов, Василий Васильевич — (1930 1998)     психолог, действительный член (1978) и вице президент (с 1989) АПН СССР, действительный член (1992) и вице президент (с 1992) РАО, д р психологических наук (1971). Поч. член Национальной академии образования США (1982). В… …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»